Ваш регион: Россия
Ваш регион Россия?
Сменить регион ›
  • Аналитика
  • Современные грузозахватные устройства, кардинально расширяющие области рационального использования легких кранов

Современные грузозахватные устройства, кардинально расширяющие области рационального использования легких кранов

По неполным данным более 50 краностроительных заводов и других машиностроитель-ных предприятий России и стран постсоветского пространства ежегодно выпускают десятки тысяч подвесных и опорных электрических однобалочных кранов кран-балок), небольших козловых и консольных кранов.

Это конструктивно простые, легкие и относительно дешевые машины грузоподъемностью от 1 до 10 – 12 т, использующие в качестве механизма подъема канатные электрические тали (электротельферы) – самые массовые грузоподъемные средства, изготовляемые в большинстве промышленно развитых стран. Однако при всех своих достоинствах краны с крюковой подвеской способны, как правило, с помощью различных видов стропов обрабатывать лишь единичные грузы.

Появление в последние годы небольших моторных грейферов, грузовых захватов на по-стоянных магнитах и пневматических вакуумных захватов-подъемников позволило применить рассматриваемые краны для перегрузки насыпных грузов, металлолома, скрапа, леса, труб, металлических листов, мешков, бочек, коробок, мебели, телевизоров и т.п. Т.е. сделало их, по су-ществу, универсальным и очень удобным грузоподъемным средством, широко востребованным огромным количеством малых и средних фирм, вспомогательных цехов крупных промышленных производств, предприятиями агропромышленного комплекса и небольшими транспортными терминалами и перегрузочными площадками.

Значительно расширили возможности использования консольных кранов, кран-балок и небольших козловых кранов моторные грейферы, производство которых достаточной номенк-латуры и диапазона грузоподъемности освоено отечественными предприятиями. Грейфер при-водится в действие механизмом, установленном на нем самом, может быть подвешен на обыч-ном крюке крана, кран-балки, монорельсовой тележки и при необходимости легко демонтирован. Замыкание и размыкание челюстей выпол-няется электрогидравлическим или электромеханическим приводом. В первом случае силовой блок (двигатель, гидронасос, бак и аппаратура) смонтирован в корпусе, часто совмещенном с корпусом грейфера. Движение челюстей осуществляется гидроцилиндрами, связанными с этим блоком гибкими шлангами.

Широкую гамму (10 типоразмеров) электрогидравлических грейферов для леса, насыпных грузов и металлолома предлагает торговый дом «Уралкран» (производитель - Сухоложский крановый завод). Похожий грейфер производит Таганрогский ПК «Грейфер». Имеются и другие производители этого оборудования.

Электромеханический грейфер в своей основе представляет собой обычный канатный грейфер с рычажной системой поворота челюстей. Тяговые канаты через полиспаст, блоки которого укреплены на нижней траверсе, приводятся в действие электрической талью, расположенной на грейфере. Иногда используется специально спроектированный привод, например, в шестичелюстном грейфере ГМЭ-01 Пензенского ООО «Машсталь». Он состоит из электродвигателя и червячного редуктора с канатными барабанами на обоих концах выходного вала. С помощью сдвоенного шестикратного полиспаста обеспечивается достаточное усилие для замыкания челюстей.

Электромеханические моторные грейферы производит Ижевское ЗАО «Трансоборудование», Кировское ООО «Димет-М» и ряд других заводов и фирм.

Электропитание в моторных грейферах осуществляется с помощью гибкого кабеля, опускающегося и поднимающегося одновременно с крюком, на котором подвешен грейфер. Идущий от грузоподъемного механизма крана кабель подается к грейферу либо с помощью пружинного или приводного барабана, либо (при относительно небольшой высоте подъема) просто укладывается кольцами в кабелесборную корзину, закрепленную рядом с грейфером. Широкий ассортимент импортных пружинных и приводных кабельных барабанов предлагает ООО ПФ АСК и Санкт-Петербургское ЗАО «Силовые линии».

Таким образом, оснащение кран-балок и других видов легких кранов моторными грейферами позволяет с их помощью, как уже отмеча-лось, производить погрузочно-разгрузочные работы с грузами, ранее недоступными для них при оснащении лишь одной крюковой подвеской.

Этим, однако, возможности современных легких кранов не исчерпываются. Использование появившихся грузовых захватов с постоянными магнитами позволяет транспортировать и перегружать плоские металлические заготовки, детали, листы, металлоконструкции в сборочных и заготовительных цехах, устанавливать детали на столы металлорежущих станков, газорезательных машин, плазмотронов. Возможно использование нескольких захватов на одной траверсе.

Значительно расширяют области рационального использования консольных кранов и кран-балок и пневматические вакуумные подъ-емники (захваты. На промышленных выставках в Москве демонстрировались такие подъемники нескольких зарубежных фирм, например, «VacuEasylift» шведской фирмы «TAWI AB», основанной в 1923 г. В настоящее время установлено более 30000 пневмоподъемников в 40 стра-нах, они запатентованы в большинстве тех стран, где применяются. Отделения компании имеются в Нидерландах и США, ее дилер в России — Санкт-Петербургское ЗАО «Грузовая оснастка».

Для подъема и удержания груза на определенной высоте в подъемной трубе с присоской-насадкой создается пониженное давление по сравнению с атмосферным (вакуум), Воздух откачивается из нее специальным насосом через пневматический шланг и фильтр. Насос может быть установлен на расстоянии до 30 м от места работы с грузом. Подъемная труба крепится с помощью шарнира и может поворачиваться на 360 град. Величина вакуума внутри нее регули-руется рычагом управления: при возрастании разности давлений гофрированная труба сжимается и поднимает груз (фактически груз поднимает сила атмосферного давления), при уменьшении вакуума – она вытягивается и груз опускает. Присоска надежно удерживает груз до тех пор, пока он не достигнет опорной поверхности. При сбое электропитания срабатывает предо-хранительный клапан, и груз плавно опускается на пол.

Максимальная высота подъема составляет от 1,5 до 2,6 м, грузоподъемность – от 20 до 270 кг. Имеется 12 типоразмеров рассматриваемого устройства. Специальные модели подъемников, изготовленные из нержавеющей стали, предназначены для эксплуатации в пищевой промышленности и в коррозийной окружающей среде. Пневмоподъемники легко вписываются в любое помещение и крепятся на балках перекрытий, подвесных кран-балках, консольных кранах, поворотных консолях, установленных на стене, а также на других подъемных механизмах или элементах конструкции здания.

Аналогичные пневматические вакуумные подъемники представляла германская компания «Fezer» через новосибирское ООО «СибВест», включая вакуумные компоненты – от миниатюрных присосок до крупных вакуумпластин с удерживающей способностью до 1500 кг.

Использование различных подъемных механизмов, присосок и насадок позволяет адапти-ровать данную систему для подъема и перемещения грузов практически любой формы и размеров (мешки, доски, коробки, бочки и т.д.).

Помимо расширения использования рассмотренных грузозахватных устройств, в конст-рукциях самих кранов в последние годы произошли существенные изменения, связанные с по-явлением электрических талей новой конструкции, усовершенствованного, а также с внедрением радиоуправления. Поэтому становится понятным заметный рост популярности этого оборудования, обладающего теперь кардинально улучшенными эксплуатационными возможностями, и числа его производителей.

М.Л. Израйлевич, научный обозреватель НПП ПодъемТрансСервис Raise.ru 14.08.2007