Ваш регион: Россия
Ваш регион Россия?
Сменить регион ›

Резиновые атланты (часть 3)

<< Часть 2

Пневматические шины классифицируются по назначению, габаритам, конструкции и принципу герметизации, форме профиля, глубине нарезки и рисунку протектора, а также по климатическому исполнению

По габаритам шины можно разделить на малогабаритные, с шириной профиля не более 200 мм (10 дюймов) и посадочным диаметром не более 457 мм (18 дюймов), среднегабаритные, соответственно до 350 и 457 мм, и крупногабаритные — более 350 мм с соответствующими посадочными диаметрами.

По форме профиля шины делятся на стандартные с узкой базой, широкопрофильные и сверхширокопрофильные. Между собой они отличаются отношением высоты профиля к его ширине — Н/В. У шин с узким профилем серии 100 это отношение стремится к 1 (100%), с широкой базой серии 80 — к 0,8 (80%), а у сверхшироких серии 70 — к 0,7 (70%), и серии 65 — к О,65 (65%) (по данным MICHELIN). Промышленность также выпускает и специальные арочные шины, у которых Н/В=0,39...0,5 (39-50%), и пневмокатки с Н/В=0,25...0,39 (25-39%). Они имеют протектор с редкорасположенными высокими грунтозацепами, повышающими проходимость машин по песку, слабым грунтам, снегу и заболоченным участкам, и выпускаются по заказам потребителей.

Разновидность шин по форме профиля

Рисунок протектора и глубина его нарезки взаимосвязаны и предназначены для определённых типов и моделей машин, а также условий их эксплуатации. В настоящее время ведущими мировыми производителями шин разработано очень большое количество разнообразных типов рисунка для шин различного назначения.

Некоторые типы шин по рисунку протектора

Тип рисунка, используемого в шинах строительных машин в общем случае, можно разделить на обычный дорожный (для перемещения машин на базе автомобиля по твёрдому покрытию дорог), универсальный (предназначенный для работы как на дорогах, так и на грунте) и повышенной проходимости (используемый на слабых грунтах, а также в карьерах). При этом для дорог с твёрдым покрытием (в городах и на магистралях) рисунок шин может быть достаточно мелким, для перемещения по любым дорогам — крупнее, для бездорожья и работы в карьерах — крупный с высокими грунтозацепами, а для дорожных катков, подкатных тележек и трейлеров — без рисунка (гладкий или с очень редкой и неглубокой нарезкой для отвода воды). Наличие рисунка позволяет поддерживать необходимое сцепление шины с различной опорной поверхностью, в том числе при любых рабочих температурах окружающего воздуха, и осуществлять с неё отвод воды, а также самоочищаться от гравия, грязи и мокрого снега.

В зависимости от расположения элементов рисунка протектора, шины делятся на ненаправленные и направленные. В последнем случае на боковой поверхности шины специальной стрелкой указывается направление вращения колеса, необходимое при установке его на машину.

Глубина нарезки протектора шин повышенной проходимости связана не только с типом рисунка и условиями работы, но и с долговечностью шины. В общем случае она подразделяется на стандартную и улучшенную, предназначенные для нарезки шин, работающих на каменистом грунте и на слабых грунтах (с грунтозацепами для шин повышенной проходимости), глубокую и сверхглубокую, используемые для работы на каменистых грунтах. При этом если улучшенная нарезка незначительно отличается от стандартной, то последние два вида выпускаются в 1,5...2,5 раза глубже стандартной.

Глубина нарезки протекторов шин

По климатическому исполнению шины делятся на стандартные общего назначения, предназначенные для работы при температуре окружающего воздуха не ниже –45 ºС, северного исполнения, изготавливаемые из резины со специальными добавками и используемые в районах Крайнего Севера при температуре ниже –45 ºС, а также тропического исполнения, резина которых обеспечивает устойчивость к воздействию высоких температур (до 60 ºС) и влажности (до 95%). Для работы погрузчиков и других машин в горячих цехах сталелитейных заводов используются специальные термостойкие шины, обеспечивающие длительную их работу при температурах до 200 ºС.

Изготовление шин повышенной проходимости заводами-производителями осуществляется по стандартам соответствующих стран (ГОСТ — Россия, DIN — Германия и т.д.) и общепринятым мировым стандартам, в связи с широкой поставкой шин по всему миру. Последние утверждены и контролируются организацией «Шинной и ободной техники» (ETRTO) в Европе, «Шинной и ободной ассоциацией» (TRA) в США и «Международной организацией по стандартам» (ISO).

Для правильного выбора шин необходимо учитывать тип, марку и модель машины, её грузоподъёмность в рабочем состоянии, мощность двигателя, скорость перемещения и условия эксплуатации.

Окончание >>

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3 | Часть 4

25.04.2004