Ваш регион: Россия
Ваш регион Россия?
Сменить регион ›

Все могут тягачи (часть 3)

<< Часть 2

Балластный тягач IVECO SIVI 380 Е 52 W EZ 280 (6x6) для работы в составе автопоезда полной массой 275 т

Автомобили-тягачи оснащаются различными типами подвески. Наиболее распространенными являются зависимая рессорная для передней (передних) оси и рессорно-балансирная для установки на задние мосты. Чаще всего используются полуэллиптические или параболические рессоры. В качестве упругих элементов находят применение также стальные торсионы. Они часто используются как стабилизаторы поперечной устойчивости в комбинации с другими типами подвески. На некоторых большегрузных тягачах задние мосты подвешены только с помощью балансиров. Пружинные подвески на тягачах используются крайне редко. Принадлежностью некоторых полноприводных тягачей, работающих в сложных дорожных условиях, являются независимые подвески. На ряде моделей передняя независимая подвеска сочетается с зависимой задней.

Лучшей плавностью хода и устойчивостью движения на поворотах обладает пневматическая подвеска, которая, помимо всего, способна изменять свою упругую характеристику и положение рамы относительно дороги в определенном интервале. Таким образом значительно облегчается процесс сцепки (расцепки) седельного тягача с полуприцепами. Оптимальные результаты достигаются, когда управление упругими элементами осуществляет электронная система. Высоких эксплуатационных характеристик позволяет добиться регулируемая гидропневматическая подвеска.

Седельный тягач Mercedes-Benz Actros серии SLT для транспортировки тяжеловесных грузов в исполнении фирмы

В последнее время, наряду с барабанными, достаточно широко используются дисковые тормозные механизмы, которые устанавливаются на всех колесах. Все чаще для контроля за работой и состоянием тормозов устанавливается электронная система, которая совмещает в себе функции антиблокировочного и противобуксовочного устройств. На дорогах с переменным рельефом хорошим подспорьем является моторный тормоз-замедлитель. Его функции дополняет трансмиссионный тормоз, встроенный в коробку передач.

Полноприводные тягачи, используемые для работы в тяжелых дорожных условиях и бездорожье, отличаются наличием усиленной несущей рамы, блокируемой трансмиссии, двухступенчатой раздаточной коробки с понижающей передачей, односкатных колес на всех осях, широкопрофильных шин увеличенного диаметра с хорошо развитым рисунком протектора, системы регулирования давления воздуха в шинах, энергоемкой (в ряде случаев независимой) подвески с большими вертикальными ходами и стабилизаторами поперечной устойчивости, седельным устройством с более значительными, чем у дорожных моделей, углами перемещения. Увеличены также дорожный просвет, продольный и поперечный радиусы проходимости.

Седельный тягач International 9900ix с двигателем мощностью 607 л. с.

Количество управляемых колес у тягачей зависит от числа осей и расположения их по базе. На большегрузных моделях в связи с увеличенными нагрузками на управляемые колеса и для повышения надежности применяются двухконтурные системы. Их применение, прежде всего, вызвано на тех автомобилях, где усилие на рулевое колесо, в случае выхода из строя гидроусилителя, превышает 600 Н. Эти системы характеризуются гидравлической избыточностью. Работа каждого контура контролируется с помощью индикатора расхода. Насос каждого контура имеет разные приводы — обычно от двигателя и от устройства, работа которого зависит от скорости движения тягача, например от коробки передач. В соответствии с этим, если двигатель или один из контуров рулевого управления выходит из строя, остается возможность управления автомобилем с помощью исправного контура. Еще большей степенью надежности обладает трехконтурная система, в которой один насос приводится от двигателя, а оставшиеся два — от коробки передач. Иногда устанавливают резервный гидронасос с автономным приводом.

Для погрузки (разгрузки) некоторых видов строительно-дорожной техники на платформу прицепного звена тягачи оборудуются тросовой лебедкой или насосом, который питает гидравлическую лебедку, установленную на прицепном составе. Нередко автомобили оснащаются дополнительным источником электроэнергии или системой автономного электроснабжения, которые обеспечивают привод электрогидростанции находящейся на прицепной технике.

Тягачи последнего поколения оснащаются бортовой информационно-управляющей системой. Она информирует водителя о режимах функционирования агрегатов и систем автомобиля. Все данные выводятся на жидкокристаллический дисплей. Кроме этого, обеспечивается автоматическая защита агрегатов и систем для предотвращения аварийных режимов эксплуатации, а следовательно, для исключения отказов. .

Буксировка тяжеловесного прицепа: с помощью двух последовательно соединенных балластных тягачей (верхний рисунок); посредством тянущего и толкающего тягачей (нижний рисунок)

Огромное внимание уделяется вопросам повышения эффективности работы водителя. Кабины тягачей имеют продуманную планировку, тщательно проработанную эргономику рабочего места водителя; во внутренней отделке применяются современные высококачественные материалы, используются системы обеспечивающие создание оптимального микроклимата (отопление, вентиляция, кондиционирование), снижение вибрационных и звуковых нагрузок.

Часть 1 | Часть 2 | Часть 3

02.08.2004