Ваш регион: Россия
Ваш регион Россия?
Сменить регион ›
  • Аналитика
  • Продажи грузовиков в России продолжают падать

Продажи грузовиков в России продолжают падать

Итоги первого полугодия показали, что общее замедление экономики, а также последствия от вступления России во в ВТО, продолжают оказывать давление на российский рынок коммерческих автомобилей.

Российский рынок коммерческого автотранспортапродолжает падать, свидетельствуют данные статистических агентств за первое полугодие 2013 года.

Так, продажи грузовых автомобилей полной массой 14-40 тонн за январь-июнь сократились на 28,3% по сравнению с аналогичным периодом 2012 года и составили 38,2 тыс. единиц техники, сообщил в своем отчете КАМАЗ.

В свою очередь в сегменте  легкого коммерческого транспорта ситуация чуть более оптимистичная — за первое полугодие продажи LCV выросли на 1,2% до 80,455 тыс. машин. Тем не менее, в июне показатель упал — на 1,8% в годовом сопоставлении, до 15,877 тыс. автомобилей.  

При этом общие продажи грузовиков за январь-май 2013 года сократились на 13,2% в годовом сопоставлении, до 115,4 тыс. единиц техники, сообщает аналитическая компания "АСМ-Холдинг".

Снижается и производство коммерческих машин. В частности, производство грузовых автомобилей в январе-мае 2013 года упало на 6,1% в годовом сопоставлении, до 77 тыс. единиц, сообщил Росстат. Однако падение замедлилось — в мае производство грузовиков упало на 13,7%, до 16,7 тыс. машин.

 Как объясняют эксперты, динамика продаж коммерческого транспорта зависит от ситуации в отраслях-потребителях этой продукции, на которых сказывается общее замедление экономики, а также последствия от вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО).

В частности, если рассматривать динамику ВВП России за первый квартал текущего года, то. Согласно данным Росстата, показатель вырос на 1,6% в годовом сопоставлении, однако, как отмечают эксперты, лишь за счет графы "статистические расхождения".

Следовательно, можно предположить, что отечественная экономика также попадает под влияние мировой тенденции – замедления темпов экономического роста, в свою очередь, вызванных продолжающимся долговым кризисов в Евросоюзе, снижением производственной активности Китая и США. Экономическая ситуация влияет на условия кредитования, снижает потребность в перевозках грузов и, следовательно, снижает спрос на тяжелую грузовую технику.

"Динамика рынка грузовых автомобилей во многом зависит от общего состояния экономики, инвестиционных горизонтов компаний и, соответственно, объема капитальных вложений. Судя по данным Росстата, объемы капитальных инвестиций продолжают снижаться, так как компании не готовы инвестировать в долгосрочное развитие и предпочитают решать задачи тактически — за счет аренды техники", — прокомментировал старший аналитик по транспорту и машиностроению ФГ БКС Игорь Краевский.

Помимо ухудшения ситуации в мировой экономике в целом, негативный вклад на динамику российского рынка грузовиков продолжают оказывать и последствия вступления России в ВТО.

Напомним, что почти год назад Россия после многолетних переговоров присоединилась ко ВТО, что способствует либерализации международной торговли и, как следствие, усилению экономики страны.

Тем не менее, данный шаг вызывает множество споров относительно последствий для отечественной экономики в целом и машиностроения в частности. Эксперты замечают, что российская экономика может пострадать от вступления в ВТО из-за введения Единого таможенного тарифа, высокой конкуренции со стороны иностранных производителей, а теперь и из-за введения утилизационного сбора для российских автопроизводителей.

На этой неделе СМИ сообщили, что проект закона, который распространяет утилизационный сбор на всех автопроизводителей, а не только на иностранных, будет принят Госдумой в ноябре 2013 года.

Сегодня утилизационный сбор платят иностранные производители при импорте новых и подержанных машин работающие в РФ производители могут взамен предоставить властям гарантию безопасной утилизации транспортного средства в будущем. Это различие вызывало озабоченность Евросоюза и требование избежать таможенных преференций, запрещенных правилами ВТО.

"Российским автопроизводителям сейчас грозит скорое введение требования уплаты утилизационного сбора, что на производителях грузовой техники скажется особенно сильно. Результатом должен стать рост цен и падение продаж продукции отечественного производства, которая занимает значительную часть рынка", — прокомментировала аналитик «Инвесткафе» Кира Завьялова.

В свою очередь Игорь Краевский предполагает, что вступление России в ВТО в случае падения уровня реализации грузовиков не имеет значения, так как падают продажи по всему рынку — как российской техники, так и импортируемой, о чем красноречиво говорят данные статистики по продажам.

Так, сегодня большую часть рынка грузовиков в России занимает КАМАЗ, за первые шесть месяцев года увеличивший свою долю на рынке до 45,4% против 37,7% в первом полугодии 2012 года. В компании объяснили, что благодаря превентивным мерам и политике продаж, ей удалось несколько смягчить общий негативный тренд: продажи автомобилей КАМАЗ по итогам первого полугодия 2013 года по отношению к первому полугодию 2012 года снизились лишь на 11,3% и составили 17,3 тыс. единиц.

На российском рынке LCV также доминируют отечественные компании: большую долю рынка – 50,9% – в первом полугодии занял сегмент отечественных автомобилей (58,8 тыс. единиц техники).  Иномарок российской сборки за январь-май 2013 года было продано 10,2 тыс. автомобилей, что составляет 8,9% рынка. Лидерство при этом сохраняется за марками ГАЗ и УАЗ – в том числе, и благодаря постоянно обновляемому модельному ряду.

"Оживление на рынке возможно в том случае, если начнется восстановление глобального спроса на сырьевые ресурсы, а также в случае стабилизации экономико-политической конъюнктуры в России", - резюмирует Игорь Краевский.

Не ждет существенного улучшения ситуации в краткосрочной перспективе и Кира Завьялова, отмечая, тем не менее, что экономическая обстановка может стать более благоприятной за счет улучшения мировой экономической динамики и внутренних мер стимулирования.

Raise.ru 18.07.2013