Ваш регион: Россия
Ваш регион Россия?
Сменить регион ›
  • События
  • Тарифы на перевозки автотранспортом вырастут с ноября

Тарифы на перевозки автотранспортом вырастут с ноября

Транспортная система России всегда имела неоднородную структуру. В европейской части страны существует плотная сеть автомобильных и железных дорог, в то время как до некоторых северных и сибирских регионов можно добраться только по воздуху. По сути, сегодня грузовой транспорт выполняет две основные функции: обеспечивает деятельность промышленности и доставляет продукцию на экспорт, отмечают аналитики ИСС "Металлоснабжение и сбыт".

В Советском Союзе различные виды транспорта действовали сообща, организуя оптимальный перевозочный процесс. Так, автомобильный транспорт доставлял грузы от производителей к железнодорожным станциям погрузки и обратно, а по железным дорогам грузы перевозились на большие расстояния. С середины 1990-х годов единый транспортный комплекс стал трансформироваться в систему с жесткой межвидовой конкуренцией. Постепенно автомобильный транспорт становился все более конкурентоспособным, чему содействовали государственные программы по развитию автодорожной сети, обновление и существенная модернизация автопарка, возможность доставки грузов "от двери до двери", гибкая система тарификации. Железнодорожный комплекс сохранил многие старые черты, которые способствовали оптимальному перевозочному процессу в условиях плановой экономики, но резко сократили конкурентный потенциал в условиях рынка.

К этим чертам можно отнести сложную систему подачи и согласования заявки на перевозку, большие сроки доставки грузов, классность грузов и негибкую тарифную систему. Конечно, нельзя винить в потере конкурентоспособности только железнодорожников. В 1990-х и начале 2000-х годов железные дороги были основным способом поддержки отечественной промышленности (тарифы были заморожены государством), в результате железнодорожный транспорт накопил значительный объем недофинансирования и не смог своевременно развить инфраструктуру, что привело к возникновению на сети узких мест, констатирует Александр Поликарпов, руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий (ИПЕМ).

По его мнению, автомобилисты изначально находятся в более выгодных условиях. Так, автоперевозчики не оплачивают содержание и развитие инфраструктуры, а это около 60% расходов при железнодорожной перевозке. Однако с 1 ноября 2014 года проезд грузовика массой более 12 т по федеральным дорогам будет стоить 3,5 руб. за километр (для справки: это соизмеримо со стоимостью оплаты труда водителей), тем самым стоимость перевозки тонны груза в еврофуре на расстояние 3 тыс. км вырастет более чем на 500 руб., что сопоставимо с тарифами РЖД на услуги инфраструктуры и локомотивной тяги при перевозках угля.

Однако сейчас на рынке автоперевозок занято большое количество "серых" перевозчиков, которые используют различные способы ухода от налогов и экономят на обслуживании и обновлении парка, в результате "серые" перевозчики демпингуют и вынуждают "белых" автоперевозчиков использовать «серые» схемы.

И все же, несмотря на риски, совокупная стоимость доставки автотранспортом грузов третьего класса (высокодоходные грузы с высокой степенью передела) на расстояние свыше 3,5 тыс. км (Сибирь — Москва) дешевле перевозок железнодорожным транспортом на 50-60%. В настоящее время крупные операторы железнодорожного подвижного состава уже скупают автоперевозчиков и создают собственные автопарки. И это при том, что качество 60% дорог России не соответствует нормативам, 92% трасс имеют лишь по одной полосе в каждую сторону, треть работают в режиме перегрузки: за последние годы уровень автомобилизации вырос в разы, а протяженность дорог с твердым покрытием — лишь на 23%.

Логистика металлургов и металлотрейдеров в современных условиях станет главной темой обсуждения 13 ноября, в ходе специализированной конференции "Металлургия и грузоперевозки". Мероприятие пройдет при поддержке НП "Русская Сталь", РСПМ и выставки "Металл-Экспо". Генеральным информационным партнером конференции выступит деловой журнал "РЖД-Партнер", ведущее транспортное издание страны. 

По материалам Металлоснабжение и сбыт 31.10.2013